Житомирский музей. Экскурсия по залам картинной галереи

Всегда с неизъяснимым трепетом я переступаю порог музея. Это магическое таинство, возможность прикоснуться к истории, культуре, искусству.

 

Несколько лет Житомирский краеведческий музей был закрыт для посетителей, и я соскучилась по залам картинной галереи, где так торжественна тишина и красноречива ее Величество Живопись. И вот свершилось: он открылся после продолжительного ремонта.

 

В который раз я иду по его залам и приглашаю вас совершить небольшую виртуальную экскурсию по художественной галерее, хранящей ценнейшее собрание живописи западноевропейских мастеров, творивших в XVI – XIX веках, имена которых известны во всем мире.

Основу коллекции составляют полотна из собраний аристократических семейств графов Ильинских, баронов де Шодуар и рода успешных промышленников и меценатов Терещенко.

Художественная экспозиция  разместилась на втором этаже шикарного двухэтажного здания. Построено оно было в 1910 году на средневековой Замковой площади как административно-хозяйственный корпус Волынских католических епископов. Сегодня теплится робкая надежда, что в недалеком будущем наступит момент, когда хранящиеся в запасниках картины заполнят другие залы, и художественные шедевры предстанут перед восхищенным взглядом многочисленных посетителей.

 

Итальянская живопись в залах картинной галереи Житомирского музея

Особенно богато представлена в музее итальянская живопись. В залах картинной галереи можно увидеть работы Джироламо Бассано, Аннибале Караччи, Луки Джордано, Бернардо Строцци, Пампео Батони. Каждое полотно заслуживает отдельного рассказа, ведь за ним стоит личность художника, месяцы и годы кропотливого и вдохновенного труда. Однако остановимся только на нескольких картинах.

И первая из них – это «Беседа Христа с самаритянкой», написанная в 1684 году Лукой Джордано (1634 – 1705). Сюжетом полотна стало евангельское сказание. В те времена религиозная, мифологическая  и аллегорическая тематика превалировала в изобразительном искусстве. Работы на библейские темы часто не подписывались автором, поскольку картина считалась данью богу. Поэтому авторство нередко устанавливается методом атрибуции. На этом полотне имеется собственноручная подпись живописца, что отличает ее от многих других полотен художника.

 

Несколько слов о самом авторе.

Лука Джордано принадлежал к неаполитанской школе живописи и отличался невероятной быстротой в работе, за что получил прозвище Fa Presto, что означает – быстрый. Талантливым художником созданы фрески во флорентийском дворце Медичи, расписаны лестничные своды в дворце-монастыре Эскориал – резиденции испанского короля Филиппа II. Луку Джордано можно отнести к плодовитым художникам, он оставил сотни полотен, которые сегодня хранятся в лучших музеях мира: Лувре, Прадо, Эрмитаже и многих других.

Особый интерес вызывает портрет Джованни Франческо Сагредо (1571 –1620) – венецианского дипломата, математика и друга Галилея. Работа принадлежит кисти Джироламо Бассано (1556 –1621) – представителю известной династии итальянских художников XVI – XVII столетий.

Картина написана на доске и недавно реставрирована.

Один из сохранившихся портретов Сагредо хранится в старейшем музее Великобритании – Ашмола. Второй вы видите в экспозиции итальянской живописи Житомирского музея.

 

Знаменитые голландцы

Широко представлены в музее и голландские живописцы. Хочу вас познакомить с удивительным полотном Карела Слабберта «Женщина в интерьере».

Почему именно с ним? Во-первых, это единственная картина художника, которую сегодня можно увидеть среди музейных шедевров на всем постсоветском пространстве.

Да и сама личность художника вызывает большой интерес, не так уж много о нем известно. Наберите его фамилию в поисковой системе интернета. Много ли вы найдете? Воспользовавшись любезно предоставленной мне информацией местного краеведа и большого любителя живописи С. Собчука, могу поведать, что Карел Слабберт родился в 1619 году, учился искусству живописи в Лейдене, был знаком с Рембрандтом, и более того, поддерживал с ним творческие отношения.

На заднем плане картины можно хорошо рассмотреть интерьер жилища, на стене висящую картину. Художник внес в композицию полотна эту деталь, изобразив другую свою работу. Такой прием частенько использовали мастера-живописцы в своих полотнах. Что касается портрета, то, по мнению искусствоведов, на полотне изображена жена художника.

Трудно пройти мимо творений нидерландского мастера Матиаса Стомера (около 1600 г. – после 1652 г.).

Как и многие художники того времени, он писал картины на библейские и исторические темы. В музее можно полюбоваться несколькими его творениями на сюжет евангельского события – Благовещения. Одним из них является полотно, на котором изображен архангел Гавриил, возвещающий Деве Марии о будущем рождении у нее Иисуса Христа. Картина так и называется: «Благовещение. Архангел Гавриил».

Залы музея хранят много прекрасных полотен и немало загадок, ведь под некоторыми картинами все еще стоит надпись: «Неизвестный художник».

Иногда эти работы вновь обретают имя своего творца. Так случилось, например, с картиной «Петух и курица», которая  значилась в собрании как полотно неизвестного голландского художника. Кстати, тема птичьих дворов была достаточно популярна в голландской живописи XVII века.

Картина в конце XIX века была отправлена на реставрацию. Когда специалисты сняли потемневший лак и тонировку, глазам реставраторов открылась подпись: E van dalen. Это дало возможность установить автора картины – Ернста ван Далена ( 1647/49 – 1709).

Каждое полотно из собрания живописи Житомирского музея представляет собой большую ценность, и могло бы украшать залы парижского Лувра или нью-йоркского Метрополитен-музея. Но, к счастью, они хранятся у нас и совсем необязательно пускаться в путешествие по Западной Европе, чтобы увидеть шедевры мировой живописи. Они рядом!

Благодарю вас, уважаемый читатель, что совершили со мной маленькую экскурсию в мир прекрасного.

Нина Терлецкая

Рубрика: Искусство, Страны | Метки:
elektronik sigara elektronik sigara e sigara satış sitesi e sigara