Светомузыка – как она родилась

 

В скверах и на площадях многих городов сегодня можно любоваться фонтанами, струи которых вздымаются под музыку, окрашиваясь и играя всеми цветами радуги. Светомузыкой никого не удивишь и на концертных площадках. А в произведениях писателей-фантастов  светомузыка до сих пор фигурирует неким атрибутом будущего. А задумывались ли вы хотя бы раз о том, где и когда впервые была использована светомузыка?

 

Как родилась идея светомузыки

Симбиоз звука и света, который именуют цветомузыкой, впервые был использован великим русским композитором  А.Н.Скрябиным, который по праву признан новатором в этом экспериментальном виде художественной деятельности.

А.Н.Скрябин

Дело в том, что А.Н.Скрябин обладал так называемым цветным слухом, то есть уникальной способностью ассоциировать слышимый звук с определенным цветом.

Композитором была написана удивительная симфоническая поэма «Прометей», в партитуре которой музыкант ввел впервые в музыкальной практике специальную световую партию. В ней пластичные и плавные образы меняющегося света, сочетаются с музыкой, а иногда партия строится на  противопоставлении звуков и света.  Отношение к этой идее было неоднозначным, но, тем не менее, произведение с 1915 года неоднократно исполнялось, сопровождаясь световым аккомпанементом.

Замысел светового сопровождения композитора получил свое развитие в оригинальных светомузыкальных произведениях, когда обе партии – звуковая и световая рождаются совместно, синтезируясь и воплощая единый и целостный художественный образ.

Но сама идея не возникла из неоткуда. Появлению светомузыки предшествовали и развитие самой музыки, и развитие изобразительного искусства.

В начале XX века  в знаменитых «Русских сезонах» Дягилева,  в постановках балетных спектаклей наряду с потрясающими декорациями художников Льва Бакста и Александра Бенуа стал использоваться электрический свет, эффектно выделяя и  дополняя действо на сцене.

Именно подмостки музыкального театра стали тем местом, где проходили первые практические эксперименты со светомузыкой.

 

Эволюция светомузыки

Развитие техники внесло свои коррективы, и световая проекция позволила осуществлять более сложные замыслы музыкантов и художников. А с развитием кинематографа технические возможности позволили реализовывать светомузыку на экране.

Прогресс в электронике позволил создать специальные установки и оборудование, которое широко внедрялось в концертную деятельность, особенно в выступлениях поп-звезд и рок-групп в 70- е года прошлого века.

В 80-е годы широко экспериментировал со светомузыкой французский композитор и дирижер Пьер Булез, позже в 90-е эстафету принял другой французский композитор – один из родоначальников электронной музыки, который стал автором и постановщиком масштабных и грандиозных световых шоу.

Однажды в мир пришла идея создания светомузыки, а сегодня мы уже не можем представить ни одно музыкальное шоу без игры света и цвета.

 

 

 

 

 

 

 

Рубрика: Из истории, Музыка | Метки: ,
elektronik sigara elektronik sigara e sigara satış sitesi e sigara