Современное состояние культуры досуга подростков

На сегодняшний день социально-экономическая ситуация приводит к тому, что у подростков растет запас свободного от учебы времени, и они не знают, куда его девать.

 

Это актуализирует проблему культуры досуга современных подростков, а также подтверждает наличие кризисного состояния в культурной практике, что подтверждается также несоответствием между потребностями досуга подростков и реальными возможностями их удовлетворения, между ценностными ориентациями, духовными интересами подростков и реальным содержанием деятельности учреждений досуга. Компьютерным играм подростки отдают свое время.

 

В основном это ролевые игры и стратегии. Среди ролевых наиболее популярными являются “Star wars”, “Far cray” и игры на сюжеты фильмов-фэнтези. Компьютерные игры увлекают подростков, поскольку дают возможность пребывания в виртуальном мире, где все возможно, все доступно, можно легко разбогатеть, получить славу, стать властелином мира, достичь всего желаемого. При этом не страшно совершать ошибки, потому что все можно легко исправить, вернувшись назад на несколько шагов игры. Также не страшно, даже если тебя убивают, потому что при этом легко можно ожить или восстановить свои силы, или же “заработать новые жизни”.

 

Такой стиль мышления часто переносится в реальный мир, что приводит к тому, что подростки становятся невнимательными, порой жестокими, агрессивными, не пытаются прилагать усилий, чтобы достигать успеха. Или же, если компьютер захватывает сознание, просто существуют в реальном мире, а живут в виртуальном. Такие подростки отличаются замкнутостью, общаются только со своими единомышленниками, разделяющими их взгляды, говорят в основном только на темы любимой игры.

Как свидетельствуют данные анкетирования и бесед с подростками, реально больше всего времени они отводят просмотру телепрограмм, игре на компьютере, общению с друзьями, пассивному отдыху или решению таких проблем, например, как привлечь внимание парня или как заинтересовать девушку. Такое расхождение между выбором деятельности, как приоритетной и реально осуществляемой свидетельствует о том, что, по мнению подростков, активный отдых, занятия любимым делом и чтение является более важным и нужным. Однако, неумение организовать свой досуг приводит к тому, что довольно большой процент времени занимает безделье.

 

Усталость после учебного дня заставляет детей пассивно отдыхать, хотя в желаемых видах деятельности пассивный отдых относят в приоритетный лишь 4,83% подростков, а безделье вообще не определили как приоритетный. Путем самооценки подростков и оценки их родителями было определено, сколько времени дети реально отдают каждому из видов деятельности.

 

Следует отметить, что значение определялось в целом для всех подростков (младших и старших), хотя более узкие возрастные границы показывают значительную разницу в затрате времени для некоторых видов деятельности.

 

При этом как младшие, так и старшие подростки больше времени уделяют просмотру телевизионных программ и игре на компьютере, PSP с мобильным телефоном, что отнюдь не соответствует рациональному использованию времени. Отмечено так же, что на пассивный отдых (в том числе слушание музыки) и безделье подростки отводят значительно больше времени (21,3%), чем на активный отдых (подвижные игры на улице, езда на велосипеде, скейте) (5,9%). При этом на творческие и познавательные дела (любимые дела, интеллектуальные игры, чтение, кружки) подростки отводят всего 17,9% свободного времени.

Подростки не умеют рационально использовать время, выбирать содержание досуга; довольно часто их ценностные установки направлены лишь на удовлетворение своих потребностей в развлечениях и наслаждениях, что порой провоцирует асоциальное поведение. Иногда даже при выборе подростками содержательных форм досуга неумение сотрудничать и взаимодействовать в группе, а также отсутствие навыков культуры общения приводит к нарушениям поведения, вспышек агрессии и т.д.

 

Такие негативные тенденции вызывают потребность организации содержательного досуга подростков, подготовку педагогов-аниматоров, которые будут проводить в школах, оздоровительных лагерях, внешкольных учебных заведениях и заведениях культуры анимационную деятельность.

 

 

Рубрика: Культура, Общество, Психология | Метки: ,
elektronik sigara elektronik sigara e sigara satış sitesi e sigara