Сказочка про Русалочек или Наш ответ Хэллоуину

На море-окияне, на острове Буяне лежит бык печёный. В одном боку – нож точёный, в другом – чеснок толчёный. Знай – мясо режь, в чеснок мокай, да сказку мою слушай…

Так сказке начинаться положено.

А вот и присказка: есть у острова Буяна (на том самом, где Алатырь-камень лежит-полёживает с быком печёным рядышком) изгибина такая, сильно в океян выдаётся. Оттого – Лукоморье. И растёт на той изгибине древо древнее, рекут люди – дуб. Вкруг дуба того цепь намотана, а по той цепи гуляет зверик. Видом – чисто кот-котище. И зовут того зверика Баюн. То сказку скажет, то песенку споёт, то добру молодцу, аль девице красной совет-наставление выдаст. Ибо знает и ведает тот кот побольше всякой Википедии – должность такая.

Но: есть ведь ещё и Боян вещий. Сказитель, что оставил нам «Слово о пҍлку Игореві». «Не лепо ли ны бяшет братие, начатии старыми словесы трудных повестий о пълку Игореви, Игоря Святославича» – помнит кто, иль нет?

Какая-то совсем запутаная сказка выходит: то Буяны, то Баюны, то Бояны… И попробуй, разберись, кто из них старше. И как кого на самом деле звали-величали.

Поэтому хочу я оставить пока в покое волхва вещего, именем Боян, Мира ему и Добра до скончания времён. В каком бы измерении он ныне не находился.

А также – оставлю остров заповедный, Буян (иначе – Руян, или – Рюген). История моя о нём много впереди будет.

Интерес мой нонеча о том самом коте, точнее – об антураже, в котором сей зверик обретается с лёгкой руки светоча русской поэзии Александра Сергеевича Пушкина. Помните? «Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит»… Оп! Это каким же ветром, если призадуматься, сию водную нечисть на дерево занесло? И чего она там сидит? Чего не слезет? Не отправится в родную речушку восвояси учить карасей плавать стилем баттерфляй?

А ларчик не так уж сложно и открывается, как оказалось. Все ведь знают – была у мальчика Саши Пушкина «добрая подружка бедной юности» его. Няня. Арина Родионовна. И ведала-знала та мудрая женщина почти столько же, сколько кот Баюн, хоть и вряд ли умела подобно ему расхаживать взад-вперёд по златым цепям, намотанным на волшебный дуб.

Именно няня передала будущему светочу древние знания. В виде сказок и поверий. Настоящих, русских, не редактированных западными «специалистами» по нашей старине глубокой. А в этих поверьях сидение русалки на дереве – самое обычное дело, видите ли…

Ох, как много веков прошло с тех пор, как начала гореть в кострах византийской веры славянская культура. Как много мы потеряли с тех пор! Но кое-что осталось. Я расскажу вам об этом.

Был на Руси такой праздник – Русалии. Отмечался он, начиная с Ярилина дня, то бишь с 4 кресеня (по западному – июня). И связывался с проводами весны, которой заведовала Леля, одна из дочерей Рода и Лады-матушки. В этот праздник нужно было чествовать русалок и берёзки, веселиться, а также наряжаться, как сейчас сказали бы, «в карнавальные костюмы».

Берёзы очерчивались обережным кругом (иногда роль такого круга выполнял девичий хоровод). А потом девушки «завивали венки» прямо на дереве – связывали веточки друг с дружкой кругами-качельками. Иногда даже соединяли верхушки растущих рядом деревцев. Берёзе не вредили, о нет! Веток не ломали, после праздника их обязательно «развивали».

«Вью я, вью венок- берёзонька, завивайся. Вью я, вью венок – кудрявая, завивайся», - так припевали при этом.

А для чего качельки, спросите вы? А для того, чтобы на них русалки сидели, о как!

«Сидели русалки на кривой берёзке,- На кривой берёзке, на прямой дорожке,- Просили русалки и хлеба и соли» – вот какая песенка занимательная.

Затем дерево «кормили» – складывали к комлю съестное-вкусное: яички (обязательно), пироги, хмельной мёд-пиво. Иногда девушки сами всё это и съедали да выпивали, как бы разделяя свою трапезу с берёзой.

 

Ну, а потом – ряжение. Сначала дерево: его украшали лентами, даже одевали полностью в женское платье. Следом – люди: парни натягивали на себя девичьи сарафаны, девицы – мужские штаны и рубахи. А самые смелые рядились «в личины»: русалок, чертей, медведей и козлов.

 

Через завитые колечками ветки берёз обменивались серёжками, кольцами, платочками. Обменялись – поцеловались. Называется это – кумление. Берёзка становилась кумой-голубушкой, родной душенькой. В некоторых областях России говорили что «кумятся» с русалкой, полностью отождествляя дерево с этим (вроде бы) водным духом.

 

Вот теперь – самое интересное: одно из обрядовых деревьев нужно было срубить и… утопить в реке! Нет, для начала с ним обходили всё селение, заносили его в каждую избу, а потом кидали в воду. И припевали при этом:

«Завили веточки, завили зелёные. На годы добрые, на жито густое, на ячмень колосистый, на капусту белую, на гречиху черную».

А вечером, как стемнеет, провожали и саму русалку. Выбирали самую смешливую из девиц, наряжали в простую рубаху, распускали ей волосы, а она должна была крутиться-вертеться и норовить защекотать всех, кто под руку попадётся. Вели русалку ряженые: в ярких чудных платьях, в масках, с щеками, натёртыми свёклой, и бровями, густо вымазанными углём. Вокруг вертелись и хохотали мальчишки, дёргали девицу, русалкой назначенную, за одежду. А та щекотала их без устали, вызывая ещё более бурные взрывы хохота.

 

Вот в подобных забавах весёлая компания шла к полям, где русалке было положено остаться одной.

«Проведу русалку от бора до бора, в зелёну дуброву, во ядрёно жито, тут русалке жити».

Такой, вкратце, праздник. Интересно, не правда ли? Топят дерево, одетое в женское платье, а на том дереве прежде русалки сидели. Которых обязательно следует потом спровадить к полям, житом засеянным, иначе урожая не будет. А главное дерево на празднике – берёза. Символ Руси.

 

Ну и когда мы забыли всё это? В какой момент истории светловолосая, ясноглазая русалочка стала утопленницей, забирающей неосторожных мужчин на дно? Неизвестно…

 

Славянская нечисть, хулиганящая подобным образом, издавна зовётся мавками и навками. Запомните это! А слово «русалка» состоит из двух корней: «рус» (значение понятно!) и «ал» (свет). Иногда упоминают и мужской персонаж – «русалим», русалкин муж. Берёза – Русалка – Свет Руси, понимаете?

И на кой ляд нам чужой Хэллоуин, коли есть у нас свои, родные праздники с переодеванием, весельем и поклонением духам? Не понимаю…

 

Елена Бочарникова

Рубрика: Из истории, Культура, Общество | Метки: , , ,
elektronik sigara elektronik sigara e sigara satış sitesi e sigara