Симпосион. Древняя Греция

Есть нужно беззвучно, не чавкать, не причмокивать, не дуть на горячее, не стучать ложкой по тарелке, не откусывать большие куски и не набивать рот так, что оттуда падают крошки. Не разговаривать с полным ртом. Вначале проглатывать пищу, и лишь потом вступать в разговор.

Вот так, или примерно так предписывают современные правила этикета вести себя за столом. Кроме того, правила эти учат заботиться о пище не только материальной, но и духовной. Хозяева должны уметь позаботиться об организации интересного общения и развлечениях.

В древней Элладе этикет застолья был на очень высоком уровне. Прежде чем расположиться за накрытыми столами на симпосионе (так у греков назывался торжественный обед), гостям предлагалось снять обувь и вымыть ноги.  Ноги гостям мыли рабы, они же поливали на руки, которые также необходимо было помыть. Воду для омовений делали ароматной.

Для эллинов, которые были большими эстетами, это было вполне естественно. Многочисленные философы, ученые, писатели и поэты, которых подарила миру эта благородная цивилизация, давали многочисленные рекомендации по всем вопросам этики, в том числе и в отношении поведения за столом. К примеру, Платон (IV в. до н.э.) в своем знаменитом труде «Пир» восхвалял людей, умеющих определять «золотые грани» потребления пищи и вина. Только варвары могли выходить за эти границы, – так считали древние греки. Одной из главной заповедей было презрение к роскоши и стремление к умеренности. На этом строился образ жизни и этикет древних греков.

Можно много говорить о разных нормах, принятых в Древней Греции, перечислять всевозможные правила. Но лучше обратиться к художественной литературе. Историк, писатель-фантаст, глубокий почитатель эллинизма, человек тончайшей интуиции, философ, отнесшийся с величайшим уважением к древним документальным источникам, Иван Ефремов так описывает симпосион в своей восхитительной книге «Таис Афинская»:

Глава 5. «Муза храма Нейт».

Симпосион в просторном доме с большим садом, принадлежавшем самому богатому греческому купцу Мемфиса, собрал невиданное для плохого времени года число гостей. Надменная персидская знать, недавно презиравшая эллинов, затем сторонившаяся их после вторжения Александра и битвы на Гранике, теперь, когда царь царей потерпел жестокое поражение на Иссе, стала искать общества влиятельных греков. Появление Хризосфиры и Аргиропесы («Златоногой» и «Среброногой»), как прозвали Таис и Эгесихору их поклонники-поэты, вызвало крики восторга. Обе подруги явились в сопровождении спартанских военачальников во главе с самим стратегом Эоситеем.

В стеклянных кратерах с причудливыми извивами разноцветных полос виночерпии смешивали с водой густое фиолетовое вино верхнеегипетских виноградников и ярко-розовое, доставлявшееся из Сирии, через Навкратис. Звучала негромкая музыка, соединяя в одно печаль двойных эллинских флейт и резкие стоны египетских, загадочный, как бы зовущий издалека, звон систров, гудение струн китары, лиры и большой арфы. Изредка вступали хором египетские мандолины с длинным грифом и колокольчиками, заглушавшиеся ударами бубнов-киклом. Подчиняясь искусному руководителю, все собрание разноголосых инструментов создавало печальный ритмический хор со звонкими, восторженными всплесками высоких нот и грубоватыми звенящими ударами, под который так хорошо и проникновенно плясали танцовщицы Эллады, Египта и Финикии.

Симпосион начинался, как принято в Элладе, с легкого ужина, затем танцев, выступлений певцов, поэтов и рассказчиков с постоянно нарастающим опьянением и разгулом, когда респектабельные гетеры и артистки покидали распаленную мужскую компанию. Но было еще далеко до утраты чувства меры и красоты. Гости жадно слушали и смотрели, забывая допивать свои чаши. Эллины считали себя выше варваров, то есть всех чужестранцев, еще и потому, что чуждались обжорства. Дикими и нелепыми казались грекам обычаи сирийцев и персов – все время что-нибудь есть и пить, щелкать орехи и семечки, грязно шутить и болтать, обнимать первых попавшихся женщин вместо спокойного раздумья, углубления в себя, радостного любования красотой.

Под звон колокольчиков и систр медленно и плавно развертывался звездный танец египетских девушек: с красными венками в крупновьющихся волосах, в длинноскладчатых одеждах тончайшего льна, они шли чередой, тонкие, как стебельки, сосредоточенные и важные. Их строй поворачивал направо, по солнцу, «строфе», показывая движение звезд. Разрывая ряд, двигались в «антистрофе» налево более быстрые девушки, все одеяние которых состояло из пояска разноцветных стеклянных бус. Танцовщицы в белом склонялись, доставая пол вытянутыми руками, а между ними, подняв сомкнутые над головами руки, изгибались плавными змеиными движениями смуглые тела. Тщательно и благоговейно исполнялись древние египетские танцы – ни одного некрасивого, резкого, даже просто лишнего движения, ничто не нарушало прелести этих струящихся и клонящихся юных тел. Эллины замерли в немом и почтительном восхищении».

Марина Гребень

Рубрика: Из истории | Метки: , , ,
elektronik sigara elektronik sigara e sigara satış sitesi e sigara