Разговорный этикет. «Ты» или все же «Вы»?

Зачастую люди старшего поколения сегодня обращаются к молодежи на «ты», даже не задумываясь, как нужно обращаться в различных ситуациях и считая, что так и должно быть. Молодые люди также часто стремятся перешагнуть свидетельства иерархичности и пережитки прошлого, не думая о разговорном этикете, обращаются на «ты» к людям любых возрастов и в самых разных ситуациях. А как же этикет? Неужели он стал не нужен в нашей жизни?

 

До начала реформ Петра I в русской письменной и разговорной речи все традиционно обращались друг к другу на «ты» не обращая внимания ни на разницу в возрасте, ни на социальное положение, ни на отношения. Однако царь, позаимствовав у немцев обращение «вы», буквально навязал людям это слово и заставил употреблять его в повседневной речи. Так уважительное обращение на «вы» постепенно прижилось у нас и стало частью культуры.

 

Есть, конечно, люди, которые не желают принимать эти правила общения. Такие противники обращения на «вы» обосновывают свои взгляды тем, что простое «ты» стирает границы между людьми в общении, сближает их. Но они не учитывают, что между людьми границы всегда были и будут.

 

Особенно, можно сказать, остро стоит проблема  разделений «ты» и «вы» при общении в интернете. Подавляющее большинство пользователей виртуального пространства полагают, что здесь все равны и принадлежат к одному социальному слою. С одной стороны в этом можно увидеть какую-то логику, но с другой – культурное общение должно быть везде: и в реальной жизни и в виртуальном мире. Отличный выход из этой ситуации предлагают некоторые форумы: при регистрации пользователи указывают, как к ним стоит обращаться.

В жизни невозможно заранее предупредить собеседников о том, какое бы хотелось слышать обращение к себе и поэтому все равно приходится обращаться к правилам этикета, которые подразумевают обязательное обращение на «вы» в следующих случаях:

- В независимости от возраста и происхождения социального плана при обращении к малознакомым или незнакомым людям. Причем, если человек старше 25 лет, то к обращению добавляется его имя и отчество, если же младше, то только имя в полной форме.

- Если общение происходит с человеком, который встречен впервые.

- Между сослуживцами, если при разговоре присутствуют посторонние лица.

- При деловом общении, если между людьми отсутствуют неформальные отношения.

- Во время симпозиумов, конференций к коллегам, независимо от формы общения в неформальной обстановке;

- Если общаются врач и пациент, не зависимо от обстоятельств.

- Во время интервью журналистом, даже если опрашиваемый – хорошо знакомый человек.

- Если обращение направлено ученикам средней и старшей школы.

- В отношении людей старшего возраста, в обращение обязательно включается имя и отчество.

- В официальной обстановке, даже если собеседники хорошо знакомы.

Обращение на «ты» по правилам этикета может применяться в таких ситуациях:

- Между членами семьи. Это является свидетельством близости отношений.

- При обращении к друзьям, хорошим знакомым, коллегам, детям в неофициальной обстановке.

- К школьнику в возрасте до 9 лет.

Если говорить о переходе с «вы» на «ты», то здесь определенных правил не существует, однако, отталкиваясь от практики, можно обозначить несколько ориентиров:

- Решение о переходе на «ты» не может быть односторонним, особенно это касается случаев, когда обращаются к зависимым людям, например, к подчиненным.

- Если старший предлагает младшему общаться на «ты», это еще не значит, что последний должен обязательно согласиться.

- Если между людьми разница в возрасте достаточно большая, и они находятся в разных социальных положениях, то в этом случае переход на «ты» недопустим.

- Предложение о переходе на «ты» между мужчиной и женщиной может исходить только от женщины. Исключением являются деловые отношения.

Это только правила, которые нам диктует этикет, но за каждым остается право выбора, как общаться, на «ты» или на «вы». К тому же жизненные ситуации могут быть очень разными и для каждой из них правил общения придумать невозможно, но все же не стоит забывать, что разговорный этикет помогает решать множество проблем, возникающих в повседневной жизни, а иногда и предотвращать их появление.

 

Рубрика: Этикет | Метки: , ,
elektronik sigara elektronik sigara e sigara satış sitesi e sigara