Немое кино, или как заговорил «Великий немой»

Первые 30 с лишним лет развития кино диалоги, текст от автора и краткое описание времени-места действия появлялись на экране в виде титров. Это было немое кино. Порой такие текстовые вкрапления занимали значительную часть ленты и даже мешали связности восприятия; однако в большинстве случаев придавали фильму очарование сказки. Оскар Местер (1866-1943) внес весомый вклад в техническое развитие кинематографа.

В этом человеке успешно сочетались таланты изобретателя, продюсера и режиссера. Среди прочего Местер изобрел т. н. немецкий переключатель прерывистого движения ленты в кинопроекторе, что значительно усовершенствовало грейферный механизм, примененный еще братьями Люмьер и остававшийся «на вооружении» весь XX век. В 1902 г. Местер первым использовал в проекционном аппарате трехлопастный обтюратор, чтобы за счет увеличения частоты единичных остаточных образов снизить заметность мелькания изображения для глаза. 

С 1896 г. Местер конструировал кинокамеры и кинопроекторы, а позднее также машины для перфорирования ленты и копирования. В 1914 г. он начал выпускать первый немецкий еженедельный хроникальный киножурнал, а еще через год основал фирму «Местер-фильм», в 1917 г. ставшую частью киностудии «УФА». Одним из пионеров кино был француз Леон Гомон.

Изобретенное им устройство под названием хронограф (также: хронофон или хрономегафон) соединяло проектор с граммофоном, благодаря чему действие на экране сопровождалось синхронно воспроизводимой музыкой. Метод «Три-Эргон» состоял в преобразовании звуковых волн в электрические импульсы, которые затем преобразовывались в световые и в этой форме записывались на кинопленку.

Звуковая дорожка пролегала по левому краю ленты. Во время воспроизведения световые сигналы преобразовывались обратно в импульсы тока, которые возбуждали колебания мембраны и приводили к возникновению звуковых волн. Принцип электрического совмещения работы кинопроектора и граммофона был использован в устройстве под названием «Витафон».

Оно широко рекламировалось, о чем свидетельствуют плакаты того времени: «Даже в самых смелых снах вы не сможете представить себе ничего, отдаленно похожего на Витафон». Одной из «фабрик грез», которая энергично взялась за внедрение звукового кино в массы, была американская компания «Метро-Голдуин-Майер». Именно там вскоре начали снимать мюзиклы – музыкальные фильмы, в которых звук был не просто желаемым атрибутом, но основной движущей силой.

Фирменным знаком киностудии «Метро-Голдуин-Майер» стал рычащий лев.

Появление звука в кино стало источником дополнительных трудностей для иностранных актеров, в полной мере ощутивших языковый барьер. Среди них были Эмиль Дженнингс и Пола Негри. Другие – например, Чарли Чаплин – еще несколько лет сознательно сопротивлялись экспансии звукового кино, видя в нем угрозу для мимического самовыражения актера.

В таких прославленных лентах, как «Огни большого города» (на снимке справа) Чаплин демонстративно скромно пользовался преимуществами (или недостатками) «нового измерения» кинематографа. Решительным противником «говорящего кино» был поначалу Чарльз Спенсер Чаплин, который свято верил в преобладание мимического начала в игре киноактера.

В своих первых звуковых фильмах («Огни большого города», «Новые времена» он избегал диалога, полагаясь, прежде всего, на мимические решения ситуаций. Быстрое распространение звукового кино повысило привлекательность молодого вида искусства. Посещаемость кинотеатров в этот период резко взмыла вверх. Первый звуковой фильм в СССР, «Путевка в жизнь» Николая Экка (1931), имел оглушительный успех, был куплен 26 странами и признан лучшим по режиссуре зрителями Венецианского кинофестиваля 1932 г.

Первым в полной мере звуковым фильмом были «Огни Нью-Йорка» (1928, режиссер Брайен Фой). В Германии в это время вернулись к раскритикованной ранее технологии «Три-Эргон». В 1930-е годы на первый план вышла система «Мувитоун» (Movietone), построенная на оптической записи звука непосредственно на кинопленку. Звуковые сигналы записывались на той же пленке вместе с изображением при помощи камеры оптической записи звука.

Изображение и звуковая дорожка находились на отдельных негативах, однако могли быть скопированы параллельно в процессе одной операции. При этом сразу же расширялись возможности микширования звука. В знаменитой «Фантазии» Уолта Диснея (1940) впервые в большом объеме была использована стереофония, а в 1950-е годы стереозвук в кино сделался почти обязательным. В 1970-х кино зазвучало по-новому благодаря системе «Долби», позволившей устранять ненужные шумы и более чисто воспроизводить записанное звучание. А с конца 1970-х гг. все более широкое распространение получает система ТИХ, разработанная фирмой «Лукас-фильм». Благодаря этой технологии звук с экрана сегодня приобрел поистине безупречное качество.

 

Рубрика: Из истории, Искусство, Кино | Метки: ,
elektronik sigara elektronik sigara e sigara satış sitesi e sigara