Майя Плисецкая. Танец любящей души

Я хлопать хотел бы. Но рук не поднять.
От сцены я глаз не могу оторвать…
…Я вижу, из зала летят без конца
Не розы, не розы – людские сердца.

Георгий Майореску


 

 

Имя выдающейся балерины Майи Михайловны Плисецкой, безусловно, знакомо каждому истинному ценителю хореографического искусства. Уже многие годы продолжает она свой неповторимый, только ей одной данный путь, открывая все новые страницы в истории мирового балета и даря тысячам зрителей встречу с прекрасным миром танца.

Признанная королева балетной сцены – Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925года в семье генерального консула острова Шпицберген Михаила Эммануиловича Плисецкого. По линии матери, Плисецкая является представительницей целой династии талантливых актеров и деятелей балета. Ее мать – Рахиль Мессерер-Плисецкая, была актрисой немого кино, тетя – Суламифь Мессерер, выдающейся балериной, отличавшейся жизнерадостностью танца и виртуозной техникой, а дядя Асаф Мессерер – великим танцовщиком и педагогом, прославившимся своими необычайно высокими прыжками и новаторскими приемами в танце.

Не удивительно, что, родившись в такой среде, Майя еще с детства обожала танцевать. Живая и подвижная, она в то же время могла часами сосредоточено слушать понравившуюся  музыку. Каждая нота рождала в ее душе ответное чувство, воплощаясь в импровизированных танцах, иногда прямо посреди улицы. А первой ролью Плисецкой на сцене стала Русалочка в одноименном самодеятельном спектакле, поставленном на острове Шпицберген, где в то время проживала семья Майи. По возвращении в Москву, родители, вдохновленные успешным дебютом девочки, решают отдать ее в хореографическое училище при Большом театре. Уже в годы учебы, педагоги отмечали исключительную красоту поз и линий танца юной балерины, ее большую природную индивидуальность. Газета «Советское искусство» писала, что «Плисецкая обладает истинным даром актерского перевоплощения».

В 1947 году Майя Плисецкая впервые исполнила сольную партию в балете «Лебединое озеро». Ее выступление поражало полным слиянием хореографии, музыки и драматической игры.  Плисецкая  создала свой неповторимый образ девушки-лебедя, окрыленной любовью, с большим искусством используя для этого свои природные данные: большой шаг, стремительный высокий прыжок, пластичность и выразительность рук. Легко справляясь с техническими трудностями, гениальная балерина все больше усложняла свои задачи, находя в трудном особое упоение и танцуя все непринужденней и легче.

Таков характер Майи Плисецкой – трудности не останавливают ее, а лишь подталкивают к движению вперед. Развивая свой талант в тоталитарном государстве, где все новое с трудом пробивало себе дорогу, подвергаясь жестокой цезуре, эта внешне хрупкая и очень женственная балерина смело отстаивала свою оригинальную трактовку современного балетного танца. Ее новаторские идеи впоследствии нашли свое воплощение в хореографических школах всего мира. Например, в балете «Кармен-сюита», специально поставленном для Плисецкой кубинцем Альберто Алонсо, балерина продемонстрировала необычную пластику и динамизм, ранее совершенно не характерные для классического балета.

Создавая на сцене множество неповторимых образов любящих и любимых женщин, Майя Плисецкая и в жизни смогла ощутить такое же глубокое и прекрасное чувство. В 2008 году великая балерина и ее супруг, известный композитор Родион Щедрин отметили золотую свадьбу. Встретившись полвека назад в тренировочном классе Большого театра, они уже больше не расставались. Удивительный союз двух людей искусства принес ощутимые плоды, ведь вся музыка к балетам, написана Щедриным исключительно для Майи Плисецкой. Сам композитор признается, что будь Майя певицей, он писал бы прекрасную вокальную музыку, но жизнь с балериной вдохновляет на написание балетов.

На концерте, посвященном юбилею их совместной жизни, восьмидесятитрехлетняя Майя Плисецкая исполнила для Щедрина свой знаменитый танец с веерами. Магические движения «лебединых рук» знаменитой балерины заворожили зрительный зал, ведь настоящее искусство, искусство светлой и богатой опытом души не подвластно действию времени.

 

Мария Шеваленко

 

 

Рубрика: Удивительные женщины | Метки: , ,
elektronik sigara elektronik sigara e sigara satış sitesi e sigara