Культура Феодосии молит о помощи

Эта статья написана на конкретном примере, на фактическом материале города Феодосия, однако то, о чем тут пишется, актуально практически для любого региона России. Это общая проблема положения культуры в стране. Что же касается города Феодосия, то здесь нужно особо посмотреть, что можно сделать для древнего курортного города. Особенно если учесть остро стоящую задачу – поднять Крым и сделать его привлекательным не только для российских туристов, но и для путешественников со всего мира. Ведь именно КУЛЬТУРА – тот самый важный элемент, что становится визитной карточкой страны и конкретной местности.  Культура – основа менталитета жителей любого региона и образующая ауры, особого духа и воздуха.

Может быть, кому-то такое название статьи «Культура Феодосии молит о помощи» покажется серьезным преувеличением, однако как еще можно охарактеризовать такие события, если менее, чем за неделю, что нахожусь я в этом древнем городе, пришлось трижды очень плотно столкнулась с ситуациями, когда люди, имеющие непосредственное отношение к культуре, мне лично высказывают серьезное беспокойство.

Поверьте, нет в этом мире ничего случайного! И если так случилось, что именно мне привелось за 6 дней пребывания в городе столкнуться с тремя проблемами, которые я отчетливо вижу и слышу, это уже явный набат, призыв, мольба о помощи – и не иначе!

Они – эти люди¸ с которыми я говорила, совсем не верят в то, что руководству города Феодосия есть хоть какое-то дело до вопросов сохранности исторического и культурного наследия ими горячо любимой Феодосии – одного из самых древних городов на планете Земля.

А позаботиться есть о чем, не так ли? И есть, что охранять и развивать в Феодосии.

 

Но обо всем по порядку:

Приехав в Феодосию, я для себя наметила путешествие по самым знаменитым местам. В том числе и музеям. Несколько музеев я посетила. А, кроме того, побывала на знаменитой феодосийской набережной.

Разумеется, не все так плохо. Здесь есть немало радостей для приезжего человека. Много вкусных кафе, ресторанов и просто разнообразных точек питания. Есть отличный набор развлечений и множество сувенирных лавочек. Так же и пляж со всеми необходимыми для культурного отдыха атрибутами здесь, конечно же, имеется. Все это создает определенный колорит курортного крымского города.

И все же настоящий дух и индивидуальные черты таким городам, как Феодосия и Коктебель создают творческие личности, которых я ждала увидеть и встретить на набережной этих городов. Мне, наивной, представлялось, что придя на набережную Феодосии и уж тем более Коктебеля, я непременно найду тут специальные площадки, где люди обмениваются своими творческими находками и просто дарят радость прохожим своим творчеством.

Ну, где же еще, как не в этих местах наиболее гармонично впишется компания бардов, собравшихся в кружок и поющих свои песни? Или поэтические дни-вечера авторов стихов, которые бы звучали для всех и сопровождались продажей стихотворных сборников с автографами авторов. Где более уместно прозвучат стихи и рассказы о жизни известных художников, писателей и поэтов, вдохновлявшихся воздухом и природой этих мест и создавших немало шедевральных произведений искусств, духовно питавших не одно поколение людей!

Я уже не говорю о том, что художники, готовые писать портреты и продающие свои картины на набережной Черного моря, должны быть представлены в этих городах очень широко! Но никаких поэтов и музыкантов я ни в Феодосии, ни в Коктебеле и близко не увидела. А вот несколько художников, готовых написать портрет, на феодосийской набережной мне на глаза попались. Но их было совсем немного – активных рисовальщиков портретов. Я насчитала таких не более 4-х человек, хотя продавцов готовых картин было чуть больше.

Художники на набережной Феодосии

Вот о них – о художниках сначала напишу чуть подробнее. Я захотела получить собственный портрет, написанный художником в лучших традициях такого вот жанра. Но для этого мне хотелось выбрать того автора, в котором я бы угадала способность увидеть психологию личности и при этом же умение перенести свое видение на лист бумаги или на холст.

Приехав впервые на набережную Феодосии, пройдя мимо ряда выставленных на продажу картин и очень ограниченного количества предложений активных рисовальщиков портретов, я приняла решение прежде съездить в Коктебель – колыбель и кузницу творческой интеллигенции. Я полагала, что это в Феодосии так скудно представлена такая вот возможность, а уж в Коктебеле-то я точно «оторвусь» и выберу среди большого количества талантливых, но малоизвестных художников самого-самого того, кто позволит мне взглянуть на себя со стороны глазами другого человека.

Но, не тут-то было! В Коктебеле так же имеется множество сувенирных лавочек, всевозможных кафешек, отличный пляж и даже морские прогулки на роскошном паруснике с алыми парусами, но никакими культурными творческими событиями эти места никак оказались не отмечены.

Может быть, я не права, и тут то и дело происходят интереснейшие события творческого направления, а вот только мне вдруг не повезло? Все может быть, однако я сужу обо всем на личном опыте. И мой опыт таков, что побывав в Коктебеле, я приняла решение возвратиться на набережную Феодосии, где все же есть живые художники, в отличие от набережной Коктебеля. Я решила более внимательно присмотреться к ним – вдруг я просто не заметила того самого, кто нарисует мой портрет? Тем более, что из-за начавшегося некстати дождя я была вынуждена прервать свое путешествие по набережной Феодосии в первое свое посещение.

Притеснения художников на набережной Феодосии

Итак, отправившись на феодосийский пляж уже во второй раз, пройдя по его территории несколько дальше, чем в тот день, когда я сбежала с него из-за хлынувшего дождя, я увидела еще одну художницу, готовую писать портреты людей. Это была девушка Оксана из города Кривой Рог.

Посмотрев на ее портреты, я нашла в них искры живых характеров людей и приняла решение позировать ей для своего портрета.

Портрет мне Оксана написала, и я им вполне довольна. Однако не о моем портрете речь. А так уж вышло, что пока я сидела на набережной перед художницей, запечатлевающей мои черты на листе бумаги, к ней подошли несколько коллег по цеху, обеспокоенных происходящими событиями.

Обсуждались решения, принятые главой города с целью заставить этих людей за аренду территории пляжа платить большую сумму, чем они и так оплачивают за возможность здесь работать и продавать свои картины.

Художников приравнивают к предпринимателям и хотят получать с них доход, который, как я это поняла, может оказаться попросту неподъемных для творческих личностей. Это ведь не продажа мороженого, которое всегда будет востребовано в летний период. Творчество – это непредсказуемый результат для получения доходов. Не зря ведь множество гениев умерло в невероятной нищете, тогда как их картины через годы стали стоить огромных денег. Но это из-за дикости людской. Не пора ли становиться мудрее и учиться ценить творческую личность при ее жизни, а не после смерти?

В данной ситуации речь шла о том, чтобы сократить представительство художников на территории набережной Феодосии. Видимо, администрация нашла более прибыльные коммерческие объекты для размещения их на этих местах.

Оксана, которая работает таким вот образом на набережной Феодосии вот уже 19 лет, сказала, что прежде здесь было 60 мест для художников, теперь же их предполагают оставить порядка 20.

Одним словом, я была в шоке от такого варварского обращения с этой тонкой сферой. Я стала убеждать художников, с огорчением обсуждавших происходящие события, что, мол, не волнуйтесь, все равно в плане культуры скоро все в стране будет меняться в лучшую сторону. Весь подход к культуре будет переосмыслен и выработаны новые критерии строительства и подъема этой наиважнейшей сферы.

Но вот что услышала в ответ: мне эти люди стали говорить, что это практически невозможно, что управляет городом человек старой формации с мышлением, далеким по сути своей от того, чтобы думать о культурном наследии знаменитого древнего города, его жителей и гостей. Его волнует только нажива.

Я стала говорить, что, мол, а как же Аксенов – глава Крыма? Он на меня произвел впечатление человека активного,  неравнодушного, продвинутого в плане понимания современных реалий.

 

Сергей Аксенов

В ответ я услыхала, что это не имеет значения, поскольку жена мэра города Феодосия и жена Аксенова – родные сестры.

Разумеется, когда пишу про этот факт свояков в руководстве Крыма, не могу утверждать сказанного. Я всего лишь озвучиваю то, что услыхала от феодосийцев. Но если это так и есть, если люди читают такое обстоятельство препятствием в развитии культуры древнего города, тут уж нужно Сергею Аксенову посмотреть на ситуацию не формально и найти пути решения. И, полагаю, именно по той причине даже, что это родственные связи, мэра города Феодосии следует сменить. Тем более, что судя по тому набору фактов, которые даже я получила за столь короткий промежуток времени, руководитель Феодосии и понятия не имеет, что такое культура, а значит попросту губит город – осознанно или нет – это значения уже просто не имеет.

Но я лично такие обстоятельства называю вредительством стране! И сегодня уже не то время, когда с этим можно мириться. Когда идет активный процесс разрушения основ ментальных ценностей народа злоумышленниками с запада, когда ведется скрытая или очевидная пропаганда бездуховных ценностей, имеющая при этом совершенно конкретные цели и задачи для уничтожения памяти и культуры народов России – вопросы сохранения культурных ценностей и просвещения народа становятся основными и наиболее важными в стране.

И те руководители, кто этого не осознает, кто сам не образован в достаточной степени, чтобы просто ОСОЗНАВАТЬ ценность и необходимость срочной и активной деятельности в области поднятия культуры среди населения страны – эти люди не просто непонимающие, кого можно пожурить и отпустить творить свои делишки дальше…

Такие времена уже прошли. Теперь это уже должно расцениваться как преступление, поскольку их недопонимание является прямой деятельностью на пользу западным пропагандистам, имеющим целью захватить территории нашей страны и использовать все народные богатства в своих корыстных целях. И, конечно же, при этом они ведь планируют использовать народ территории России в своих целях как бессмысленную тупую биомассу. Именно поэтому ведется такая длительная и упорная пропагандистская работа по оглуплению народа. И именно поэтому сегодня существует ситуация, где одна часть Украины уже яростно воюет с другою частью, уничтожая внутри себя собственное население.

Мы и так слишком долго не осознавали значения культурного образовательного процесса для населения нашей страны. Дальше откладывать эти вопросы просто невозможно. Потому что воспитание культурой и искусством менталитета народа – это процесс не сиюминутный. И в силу того, что ситуация сегодня сложилась крайне сложная, для изменения ее необходимо уже навалиться на решение задач всем миром!

А значит, те руководители в регионах страны, что не способны осознавать значения срочности и необходимости активно и осознанно продвигать развитие культуры на местах, не могут соответствовать занимаемой должности, сколь хорошими хозяйственниками они бы не были.

От них самих не требуется быть профессионалами в области культуры и искусств. Достаточно осознания реалий и желания заняться так же собственным саморазвитием и самообразованием. Хотя бы для того, чтобы понимать, о чем ведется речь, когда им придется принимать решение о выполнении той или иной задачи в целях развития культуры в этом регионе и выделении средств под эти задачи.

Меня очень огорчили и возмутили происходящие события с художниками в Феодосии. Совершенно очевидно, что ряды художников, которые рисуют портреты и продают свои картины, не могут быть причислены в той же мере к ряду предпринимателей, как, например, обычные торговцы шаурмой.

Во-первых, талантливых людей вообще в процентном отношении ко всему населению планеты немного. Каждый из них – есть уникальное и ценное явление. И уже факт их представительства и доступности для обычного человека не творческой профессии – есть большая ценность сама по себе. Именно эти люди создают ту неповторимую ауру и эксклюзивность города в целом для горожан и отдыхающих. Именно они способны создавать и притягивать в город ценителей прекрасного, и даже просто любопытствующих обывателей. Именно они – простые художники на набережной одним своим присутствием здесь уже поднимают общую культуру населения и несут на себе свершено ненавязчиво образовательную функцию. А это так важно сегодня. Да впрочем, всегда важно было.

 

О вредительстве стране по недомыслию

Я, конечно, жесткий человек, когда вопрос касается каких-то глубинных социальных вопросов. Я крайне жестко реагирую на действия власть придержащих, когда они по недомыслию ли, или из-за своих стяжательских наклонностей, либо преднамеренно способствуют оглуплению нации. А ведь в данном случае принимаемые решения откровенно вредят городу, который сам по себе является национальным богатством страны.

Пока это еще не осознанно в должной мере, но я называю такие явления вредительством и твердо убеждена, что если современные руководители российских городов в силу собственной необразованности и неразвитости в культурном отношении не способны осознать важность и острую необходимость защищать и развивать культурное наследие своих местностей, то им вообще не место на руководящей должности. Потому что культура – это генный код нации.

Если не защищается и не развивается осознанно культура, происходит постепенное уничтожение этого кода, подрыв корней, на которых вся мощь России строится и держится. И потом, свято место пусто не бывает. Не развивая свое – получим чужое. Именно это и происходит сейчас активно в западных странах. А это страшнейшее преступление не просто перед нардом, но и перед предками, и перед потомками нашими.

И это вне зависимости от того, осознается это руководителями или нет. Пора бы уже включить осознание на фоне пробуждающегося патриотизма россиян, включать осознанно мощные механизмы защиты и сберечь генный фонд нашей страны. И тут есть лишь один способ – сохранение, пропаганда богатого наследия прошлого и развитие современной культуры будущего.

Если же руководителями любого уровня предпринимаются действия, вредящие развитию культуры, ущемляющие возможности для самореализации творческой интеллигенции, представители которой итак по большей части очень ранимы и беззащитны, такие действия должны порицаться в обществе. Должно меняться общее отношение к образовательной и культурной сфере. Должно вырабатываться особое отношение и индивидуальный подход в каждом отдельном случае, когда дело касается культуры народа и его образования. Должно быть выработано глубокое понимание ценности каждой отдельной личности. И творческой личности – в особенности!

Постепенно, точечно сначала нужно исследовать и обдумывать все действия для создания максимально комфортных и справедливых условий по отношению к творческой интеллигенции нашей страны. Творческие индивидуальности должны иметь возможность реализовывать свои потенции, образовательно влиять на население страны в целом, доставляя людям эстетическое наслаждение от соприкосновения с продуктами их интеллекта и мастерства. И, конечно же, важно научить людей понимать ценность такой радости. Нужны образовательные программы, начиная с самого раннего детства.

При этом очень важно найти ненасильственные, но сдерживающие рычаги для того, чтобы площадки наибольшего  благоприятствования для талантов не наводняли посредственности. Потому что важно развивать высокий эстетический вкус в людях.

Как это можно было бы, к примеру, сделать на данном примере, я не дам готового идеального рецепта. Детали должны оттачиваться на практике в поиске оптимальных решений уже в условиях конкретных событий и при решении тех проблем, что могут возникать по ходу реализации самих идей.

Идеи – что делать

Но идея такая для  руководителя региона (в данном случае мы речь ведем о Феодосии…)

Мне сказали, что мэр города Феодосия по образованию врач, но это, впрочем, не имеет никакого значения и никак не характеризует этого человека как личность…

Так вот, в отношении феодосийских художников на территории пляжа разумно было бы создать зону наибольшего благоприятствования.  Я бы вообще их освободила от какого-либо серьезного налога, поскольку эти люди одним своим присутствием здесь создают особый неповторимый колорит городу, его ауру и престиж. Это гордость и эксклюзив для города, как и знаменитый Арбат в Москве. Это нужно развивать, а не топтать тут ростки творчества.

 

Как развивать культурную составляющую, эксклюзивность Феодосии

Я бы на месте главы города продумала и создала специальную красивую яркую площадку в районе набережной – «Живая культура Феодосии». Да и не одну! Набережная большая.

Для поддержания имиджа города привлекла бы предпринимателей любого уровня – вплоть до представителей малого бизнеса. Это не сложно сделать, если жителям Феодосии, сдающим жилье приезжим, предложить выделять у себя совсем небольшой фонд (хотя бы одну комнату в гостевом доме на несколько дней в сезон за определенный какой-то бонус благоприятствования со стороны администрации города) с тем, чтобы они сдавали это жилье бесплатно или по очень доступной цене приезжающим представителям культуры.

Это люди – поэты, музыканты, актеры и так далее могут приехать в Феодосию на отдых в рамках специального проекта города – «Культура для Феодосии» (впрочем, название всегда может быть придумано более ярким и претенциозным). И тут они могут отдыхать, скажем, в течении десяти дней за совсем скромную оплату жилья, либо даже вообще бесплатно. Но при условии – 50% времени (как минимум) своего пребывания в курортном городе они обязаны отработать на творческих площадках города (парки, набережная и др.), даря бесплатно своё искусство горожанам и приезжающим на отдых людям.

И тогда в город начнут ездить музыканты, актеры, художники и другие талантливые люди, условием для которых должна быть их бесплатная работа на набережной и их творческий обмен с коллегами.

Для организации всего этого процесса должен быть создан единый организационный центр, принимающий решение о том, какого рода выступления должные  звучать на набережной в тот или иной день. Какие художники имеют право предлагать свои услуги по написанию картин, и кто может свои картины продавать. Должна быть здоровая конкуренция с тем, чтобы у людей – зрителей  появилась возможность видеть и впитывать в себя все наиболее талантливое и прекрасное, что имеется в стране. Здесь же может аккумулироваться информация и о жилом фонде для творческих представителей культуры и искусства на время их пребывании в городе.

И тут уже можно все регулировать, в зависимости от реальных обстоятельств. Площадки культурных событий на набережной Феодосии не будет простаивать, если все разумно организовать и сделать. И, я уверена, при умном подходе к этому вопросу, тут люди смогут увидеть даже звезд такого уровня как Сергей Безруков, например, который имеет в своем арсенале интереснейшие творческие работы малых форм, которые вполне могут быть представлены и доступны в таком вот формате для обычных людей, приехавших отдыхать в Феодосию.

Если такое высокое культурное представительство, доступное бесплатно просто народу внедрить в жизнь города – это станет настоящим брендом Феодосии, поднимет высокую планку престижа города.  И это привлечет в город многих туристов из нашей страны и других стран. И тогда поработать в таком вот формате захотят многие работники культуры и искусств, и большие звезды так же подтянутся. Это ведь даже будет приятно для тех же актеров, не так ли? Особенно если весь этот процесс не превращать в обязаловку, а оставлять за творческой личностью выбор – что именно она хочет показать тут людям.

Такой формат выступлений может оказаться так же отличной площадкой для обкатывания каких-то новых актерских работ. Думаю, сами артисты, работающие с малыми формами, оценили бы такую возможность – совмещать полезное с приятным, продвигая свое творчество и узнавая спрос на свое искусство, не затрачивая при этом больших средств.

И в то же время тем самым они смогут пропагандировать свою работу, свою личность, не затрачивая на эту рекламу собственных средств. Тут много возможностей, стоит лишь взяться за дело. Но данная идея не должна превратиться в коммерческий проект для ушлых предпринимателей-рвачей. И за этим следует строго вести контроль, хорошенько продумав защитные меры.

Прочитав все написанное выше, читатель скажет, что я весьма легковесно делаю свои выводы об отношении к культуре со стороны администрации города Феодосия? Но я не думаю, что это так. Еще раз скажу, что пробыв в городе всего-то 6 дней, я трижды столкнулась с ситуацией, которая меня глубоко озаботила и расстроила. Я просто услышала мольбы о помощи со стороны людей, неравнодушных к вопросам культуры в городе.

И вот пример № 2: Музей Марины и Анастасии Цветаевых

Музей Марины и Анастасии Цветаевых расположен в доме, где когда-то проживала знаменитая поэтесса.

Меня удивило, что весь музей этой известной и неординарной личности, для которой этот город значил очень многое при ее жизни здесь, представляет собою всего лишь одну крошечную комнатку и кусочек коридора.

Но может быть, все дело в том, что музейным работникам нечего предложить для осмотра посетителям? Может быть, просто не сохранилось интересных вещей, принадлежавших поэтессе?

Я спросила об этом у музейных работников, и мне сказали, что интересные экспонаты имеются. Есть и личные вещи Цветаевой, которые можно было бы развернуть в экспозиции, но негде! Нет места!

Я поинтересовалась – этот дом действительно занимала Марина Цветаева при жизни в городе? Мне подтвердили это. Однако комната, где развернут музей, оказалась не той, где она проживала.

Мне пояснили, что комнаты, где действительно проживала Марина Цветаева, заняты конторой ЖКХ.

Звучит и выглядит просто как насмешка!

Действительно – кто такая Марина Цветаева? Подумаешь, тоже мне тут – личность! Главу города не волнует, что это практически позор для города Феодосии, который оказалась не способным отдать должное великой поэтессе, достойной того, чтобы в любимом ею городе люди могли придти именно К НЕЙ в гости, а не в соседскую комнатенку. Видимо, жил.контора – это более актуальный объект, чем человеческая потребность отдать должное памяти великой поэтессе. По видимому, именно контора ЖКХ имеет наибольшую ценность и для нее невозможно подобрать иного помещения, кроме того, где проживала Марина Цветаева.

Что им до того, что великая поэтесса – Личность такого масштаба, которая способна обогатить духовно людей, готовых идти и ехать к ее порогу даже из дальних стран.  Как, например, люди делают это ради того, чтобы взглянуть на оригиналы шедевров мариниста Айвазовского. К счастью, для картин Айвазовского в городе созданы отличные условия.

И что уж тут говорить о художниках на набережной? На них смотрят как на объект дополнительной пошлины, а не как на гордость и духовное достояние, украшение города.

 

И, наконец, еще один пример – третий. Это Музей Веры Мухиной

25 июня 2015 года я была в музее Веры Мухиной в городе Феодосия. Музей находится на этапе переоформления документации в связи со сменой государственной принадлежности.

То есть, в связи со вступлением Крыма в состав Российской Федерации, музей теперь должен сменить документацию с украинской на российскую. В связи с этим вход в музей свободный, и я получила возможность совершенно бесплатно и подробно изучать экспозицию музея.

Но лишь я достала фотоаппарат (в музее из посетителей я на тот момент была одна), смотритель музея спросила меня – для какой цели я буду фотографировать? Я ответила – хочу поделиться своими впечатлениями с людьми и размещу эту информацию в интернете. И тут я увидела в глазах смотрителя музея буквально мольбу! Она повела меня к окну и стала показывать потеки на потолке и на стенах от льющегося за окном дождя.

Мне она сказала, что работает в музее совсем недавно, но стала даже плохо спать по ночам из-за  беспокойства за экспонаты музея. Говорит, что директор музея чего только не предпринимал, чтобы добиться улучшения положения дел в музее – все напрасно. Ничего не помогает. А экспонаты музея могут серьезно пострадать в связи с тем, что происходит.

Она очень рассчитывает, что если я напишу статью об этом и размещу эту информацию в интернете – это повлияет на ситуацию. Тем более, что музей находится в родном доме Веры Мухиной. Это подлинное, сохранившееся историческое здание.

Веры же ни у кого уже нет, что в сфере культуры будут происходить позитивные перемены, спасающие народное достояние. Но и просто смотреть молча на погибающие культурные фонды люди не в силах.

Одним словом, именно с подачи этой женщины я приняла решение писать данную статью, дав ей именно такое вот название: «Культура Феодосии молит о помощи». И приступила к написанию этой статьи сразу же, вернувшись из музея Веры Мухиной.

Тем более, что многое на эту тему уже обдумано было прежде и уже просится на бумагу.

Но об этом в следующей статье, которая будет представлять собою идеи о развитии культуры в России.

Рубрика: Культура, Люди и нравы | Метки: , ,
elektronik sigara elektronik sigara e sigara satış sitesi e sigara