Иван Грозный – новый балетный спектакль в Большом театре

Сцена из спектакля иван ГрозныйВосьмого ноября 2012 года на сцене самого известного театра страны состоялась премьера новой версии балетной постановки «Иван Грозный» на музыку композитора С.С. Прокофьева в обработке Михаила Чулаки. Хореографом-постановщиком этого спектакля стал Юрий Григорович. Он же ставил балет в первой редакции в 1975 году. Тогда постановка просто взорвала культурный мир!

Мало того, что балетов на истинно русскую тему было очень мало, в основном ставили мифологические и легендарные сюжеты. К тому же, музыка была собрана по кусочкам: что-то из третьей симфонии, что-то из музыки к знаменитому одноименному фильму Эйзенштейна… От этого весь балет казался фрагментарным, а само действие развивалось скачкообразно.

Как отмечает историк балета А. Колесников, «о нем (о балете) говорили, и это была не просто очередная мастерская постановка Большого, а своего рода переворот внутри балетного мира, балетной тематики». «Иван Грозный» завоевал успех не только у русской публики, но и у европейской. Об этом свидетлеьствует и то, что вскоре после премьеры спектакль поехал на гастроли в США, где его посмотрел директор Парижской оперы Поль Либерман – и уже в 1976 состоялась премьера постановки во Франции! Стоит отметить работу художника по костюмам. К постановке 1975 года костюмы создавал настоящий мастер своего дела – Симон Вирсаладзе.

 

Он настолько тонко чувствовал материал, что шил «по живому» – прямо на артистах отрезал лишнее, пришивал недостающие детали… Для него важно было, чтобы костюм играл на сцене, повторяя за актером все его движения. Некоторые костюмы были сшиты из обычной мешковины, а Вирсаладзе с помощью золотой краски превратил ее в дорогой, отливающий блеском материал.

 

В воссозданной постановке решили использовать те самые первые костюмы. Но не все успели реставрировать (так как в Большом театре, к сожалению, очень мало мастеров-костюмеров), поэтому было решено попросить костюмы у парижских коллег. Как сказала Брижит Лефевр – директор балета Парижской оперы – обычно костюмы ко всем спектаклям у них не хранятся, исключение делают для таких балетов, которые вошли в историю. Костюмы для «Ивана Грозного» французы сохранили.

Хореографом-постановщиком этого спектакля стал Юрий Григорович.

 

Самой главной интригой этой постановки был исполнитель роли царя Ивана, ведь именно от него зависит половина успеха балета. Так как сюжет раскрывает начало царствования Ивана Грозного до его опричнины, то он – не такой изверг, каким его привыкли представлять историки, но уже и не тот юный царь, так как его любимая жена Анастасия погибает, отравленная вином.

 

Злодейство в царе должно переплетаться с обаянием, а удаль – с коварством. На премьерном показе в роли Грозного зрители увидели солиста Большого театра Павла Дмитриченко, а в роли его жены Анастасии – солистку Анну Никулину. Для некоторых артистов этот балет стал дебютом в ведущей партии – как, например, для Марии Виноградовой в роли Анастасии. Остается надеяться, что и спустя годы после премьеры балет будет иметь большой успех!

Балет Иван Грозный в Большом

Рубрика: Культура
elektronik sigara elektronik sigara e sigara satış sitesi e sigara