Ирина Антонова. Жизнь в служении искусству

Директору ГМИИ им. А.С.Пушкина Ирине Александровне Антоновой исполнилось 90 лет

Каждое произведение искусства несёт в себе те идеи, которые волновали его творца, и важно, чтобы оно встретило своего зрителя. Только по-настоящему талантливый и преданный своему делу человек может сделать такие встречи возможными. Это с полным правом можно сказать об Ирине Александровне Антоновой, которая с 1961 года и по настоящее время является директором Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

В начале 60-х годов этот музей ещё не занимал такого видного места среди культурных центров мира, как сейчас. Мировая слава и диалог на равных с крупнейшими художественными собраниями – результат деятельности Ирины Александровны Антоновой.

 

Живая жизнь шедевров

Сейчас уже стали легендами такие выставки, как «Москва – Париж», «Пикассо», «Модильяни». О выставке «Москва – Париж» следует сказать особо. Вначале она проходила во Франции, затем продолжилась в Москве. Организаторские способности Ирины Александровны сделали возможным показ произведений таких художников, как Малевич, Кандинский, Филонов. Для 1981 года это был очень смелый шаг.

Легендарным стал и относительно недавний проект 2004 года – выставка «Москва – Берлин. Тоталитарное искусство». Знакомство с произведениями, созданными в годы господства фашистской и сталинской идеологий, было для многих настоящим потрясением.

Музей называли островком свободы – показывались работы тех авторов, творчество которых выходило за рамки идеологических установок. Когда в 1974 году была предпринята реорганизация действующей экспозиции, то впервые были широко показаны шедевры, прежде хранившиеся в Государственном музее нового западного искусства, закрытом в 1948 году. Долгие годы многие произведения были недоступны для широкой аудитории, а чтобы вновь сделать возможным их показ, потребовалось немало мужества.

В 1974 году перед посетителями музея предстала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи. Полотно везли в Париж после выставки в Японии, и удалось добиться его показа в Москве. Ирина Александровна лично просила о содействии в этом тогдашнее руководство. Посетители музея стояли в очереди по 7 – 8 часов, чтобы на 15 секунд увидеть легендарный шедевр.

 

Зримая музыка, звучание картин

Декабрь, снег, вечерние сумерки… А в стенах музея звучит гениальная музыка в исполнении самых прославленных музыкантов мира. Благодаря стараниям, инициативе и огромной энергии Ирины Александровны стало возможным проведение легендарных «Декабрьских вечеров Святослава Рихтера». Интересно, что программа часто делается созвучной проводимым в музее выставкам – стиль, эпоха картин находят выражение в переливах звучащей музыки.

Исполнение музыкальных произведений в стенах музея давно стало традицией. Большая заслуга  Ирины Александровны – открытие для слушателей произведений Шнитке, Стравинского и, конечно же, «Всенощного бдения» Рахманинова.

Юрий Башмет признавался, что поместил бы Ирину Александровну в число величайших женщин истории человечества. Продолжательница дела основателя музея Ивана Цветаева ни на минуту не останавливает свой вдохновенный труд – преображение мира через чудотворную силу искусства.

Наталья Наумова,

Москва

 

Рубрика: Культура, Удивительные женщины | Метки: , ,
elektronik sigara elektronik sigara e sigara satış sitesi e sigara