Этикет? Кому он нужен?

Действительно, почему людям вдруг пришло в голову окружать свои поступки всевозможными условностями и обременять себя разными банальностями в общении друг с другом? Зачем то и дело повторять всякие там «здравствуйте», «доброе утро» или «добрый вечер», «будьте добры» или «пожалуйста»? Разве не проще общаться без всяких там затей, живенько так, негромоздко, например: «дай», «принеси», «сделай» и т.д.?

Парадокс, но именно такие вот  «просьбы» «без затей» могут быть восприняты как оскорбление, как унижение человеческого достоинства через неоправданный приказ свободной личности.

Примеров такого рода можно подобрать и привести великое множество. Просмотрев их, можно обнаружить, что практически все эти примеры выглядят как рассказ о конфликтных ситуациях. А нерешенные конфликты, как известно, в крайней своей точке могут вести к гибели человека. Так что вполне естественно, что  люди нашли способ не только решения конфликтов, но что еще более важно – способ их избегать.

Для этого еще в глубокой древности были выработаны определенные правила поведения в человеческом обществе, продиктованные необходимостью не только сделать жизнь каждого индивидуума максимально безопасной, но и по возможности максимально приятной.

Одним словом, что бы  ни говорили о том, что такое этикет, по сути дела это для человека и общества в целом способ выживания. И более того, этикет – это дорога к более счастливому сосуществованию всех и каждого. А если это не так, то почему несоблюдение принятых правил этикета в какой-либо социальной группе служило законным основанием для исключения индивида из этой группы? Такие примеры можно найти еще у Гомера в его «Одиссее». В египетских и римских рукописях также уже упоминаются правила хорошего тона.

Совершенно незаслуженно этикету в наше время уделяется крайне мало внимания.

Нужно осознать, насколько счастливее и удачливее станут жить люди, если поймут необходимость повышения общей культуры и обучения этикету в частности.

То, что соблюдение этикета делает жизнь безопаснее – понятно. Но в чем тут особенное счастье, скажете вы?

А посудите сами: Если с раннего утра ваш любимый близкий человек скажет вам с теплотой и улыбкой несколько теплых слов, позаботится о вашем хорошем самочувствии и настроении; а на работе сослуживцы и начальство встретят приветливой улыбкой, пожелают удачи и успехов; а в транспорте попутчики позаботятся о максимальном для вас удобстве, или на дороге, если вы автомобилист, пешеходы и другие водители будут вежливы и предупредительны; а в магазинах и кафе официанты и продавцы постараются

обслужить вас с максимальной быстротой и искренними улыбками… и так везде, где бы вы не появились, весь окружающий мир будет вести себя так, будто он создан специально для того, чтобы доставить вам радость и комфорт, разве не это называется счастьем? Нет?

Тогда что?

Да, конечно, вы скажете, что это просто глупая наивная идиллия, которая невозможна  в принципе.

Может быть, может быть…

А если нет? Если не так уж и наивно все это?  Ведь если задуматься, здесь нет ничего сверхъестественного и невозможного. Нужно научиться самому относиться к миру с любовью и уважением.

Есть такое мнение, что все человечество в целом вот так просто взять и исправить невозможно. Но каждый человек может работать над собой и постоянно менять в себе

что-то к лучшему. Это не так уж и сложно, если задуматься. Достаточно оглянуться по сторонам и сделать что-то не просто для себя или близких людей, но и для незнакомых,  нуждающихся в такой помощи. Например, можно помочь пожилому человеку пересечь опасные места автодорог, в трамвае место уступить, просто проявлять вежливость в повседневной жизни с любым встречным.

Этикет нужен, чтобы облегчить человеческое общение, сделать его красивым, удобным, иными словами – гармонизировать межличностное общение. Очевидно, что в этом и заключено его назначение.

Но разве возможно что бы то ни было гармонизировать без искренности?

«А.П.Чехов, не только великий писатель, но и замечательный психолог-гуманист, большое значение придавал наличию у людей искренности (естественной, почти «врожденной») деликатности, которая глубже, чем просто этикетная культурность человека. Он, по воспоминаниям современников, любил задавать друзьям своеобразные моральные «задачки». Предположим, говорил А.П.Чехов,  в комнату, где сидит дружеская компания, входит женщина с заплаканными глазами. Как  в этом случае  поступит культурный человек? Он уступит ей место. А как поступит не просто культурный, но и деликатный человек? Он усадит женщину в кресло, которое стоит спиной к свету (так, чтобы были незаметны заплаканные женские глаза). В разборе этой ситуации Чехов как бы показывает особую роль деликатности в общении людей, выражающую степень их бережного и вместе с тем проникновенного отношения друг к другу»

Этикет позволяет людям пользоваться без особых усилий готовыми формами вежливости, принятыми в конкретном обществе. В этом практическое значение этикета. Но без искренности все это ничего не стоит, т.к. уже выглядит фальшивым и ненастоящим, что оскорбляет окружающих.

Неискренность – это неверие тому, что делается и говорится, это неуважение к тому, для кого это делается и говорится. Неискренность – просто отсутствие внутренней культуры.

Этикет?  Кому он нужен?

Марина Гребень

 

Рубрика: Этикет | Метки: ,
elektronik sigara elektronik sigara e sigara satış sitesi e sigara