Египетская царица женщина-фараон Хатшепсут

Египетская царица Хатшепсут

 

Египетская царица, правила ок. 1489-1468 до н. э. Дочь Тутмоса I и царицы Яхмос-Нофретари; жена Тутмоса II. Спустя год после смерти мужа и восшествия на престол его сына Тутмоса III Хатшепсут стала его соправительницей, фактически оттеснив его от власти. Приняв полную царскую титулатуру, она стала изображать себя и, вероятно, появляться на людях в мужской одежде с подвязанной бородой. В обоснование своих прав она ссылалась на свое рождение от брака царицы-матери и бога Амона и на его особое покровительство.

Женщина-фараон

Удивительна судьба этой первой в истории великой женщины, имя которой дошло до нас из глубины веков – Хатшепсут.

Тутмос II и Хатшепсут, царь и царица Египта, по рождению сводные брат и сестра, начинали свое правление так же, как и другие правители Древнего Египта. Хатшепсут вела себя, как и подобает порядочной жене, и на всех ранних изображениях ее всегда запечатлевали стоящей позади ее мужа и позади ее матери Яхмос. Брак их оказался вполне удачным, но недолгим.

Когда Тутмос II скончался, трон перешел к его сыну от младшей супруги, матерью которого, впрочем, по тем обычаям считалась Хатшепсут. Но поскольку наследник Тутмос III был еще слишком мал, он нуждался в регенте, который бы правил от его имени, пока настоящий правитель не подрастет. Вполне естественно, что таким регентом стала его мать Хатшепсут.

Царствование женщины-фараона

Вначале ничего странного в поведении Хатшепсут не наблюдалось. Однако спустя 7 лет регентства она вдруг начала называть себя королем. И правила Египтом еще 22 года после того, как ее сын достаточно вырос, чтобы вступить в права наследования. Почему же она узурпировала трон? И почему Тутмос позволил ей сделать это? Во многом это остается загадкой: конец царствования Тутмоса II окутан глубоким мраком, и восстановление его не лишено трудности. Следы семейных раздоров, сохранившиеся в письменах на стенах храмов, недостаточны для того, чтобы мы могли спустя 3500 лет проследить запутанную борьбу за власть. Одно совершенно ясно – Тутмос вовсе не был маменькиным сынком. Он провел в Азии 17 военных кампаний, и долго и довольно успешно царствовал после смерти Хатшепсут.

 

Скорее всего, Хатшепсут была слишком умна и слишком горда, чтобы управлять от чьего-либо имени – вскоре она провозгласила себя единственной и полноправной владычицей Египта. Соперничество между Хатшепсут и Тутмосом превратилось в открытую вражду. За Тутмосом стояла армия, состоявшая, впрочем, почти из одних наемников, за Хатшепсут – вельможи и жрецы. А значит, положение Хатшепсут было намного прочнее – ибо власть жрецов распространялась не только на земную, но и на загробную жизнь. Вскоре ее сторонники стали настолько сильны, что царь оказался серьезно урезан в своих правах и даже, в конце концов, отодвинут на задний план. Таким образом, Хатшепсут стала царем — факт невероятный и вовсе не гармонировавший с государственной легендой о происхождении фараона.

 

За время своего правления Хатшепсут не завоевывала новых территорий, а придерживалась унаследованных границ Египта, проводя традиционные военные кампании лишь для устрашения соседей и сбора дани. Военное дело представлялось невозможным для ее пола, и великие дела могли совершаться ею лишь в области мирных искусств и предприятий. Однако она правила довольно успешно, и о процветании ее царства свидетельствовали восстановление древних храмов и впечатляющие монументальные постройки, проводившиеся в то время, многие из которых сохранились и до наших дней.

 

Царицу окружал цвет интеллектуальной элиты, лучшие архитекторы, живописцы, скульпторы и поэты. Она не жалела денег на храмы, дворцы и колоссальные обелиски. В особенности великолепен храм для посмертной службы по ней в углублении скал, на западной стороне реки, в Фивах. Как и положено фараонам, царица позаботилась о сооружении загробных покоев еще при жизни. Вырубленное в скалах сооружение превзошло самые знаменитые памятники древнего мира. Это храм известен теперь под именем Дейр-эль-Бахри.

 

После смерти Тутмеса II правой рукой Хатшепсут стал Сенмут – зодчий и фаворит царицы. Сенмут руководил всеми строительными работами в Дейр-эльБахри, Карнаке и Луксоре, воплощая замыслы повелительницы в жизнь. Кроме того, Хатшепсут поручила Сенмуту образование своей дочери Нефру-Ра. Трудно с уверенностью судить об истинных отношениях Хатшепсут с ее придворным архитектором. Храмовые надписи хранят гробовое молчание. Но тот непреложный факт, что он построил здесь свою тайную гробницу, намекает на нечто большее, чем чисто деловые связи властелина и художника. Тем более что в одном укромном местечке он поместил свое изображение.

 

Дочь богов

 

Хатшепсут не могла бы править в одиночку, без советов и поддержки вельмож и царедворцев, которые все были мужчинами. Судьба, а также, вероятно, и жизнь этих людей тесно зависела от успеха и господства Хатшепсут, поэтому они усиленно заботились о поддержании ее положения. Они старались всеми способами доказать, что правление царицы было предрешено самими богами с момента ее рождения. Отстранив от правления Тутмоса III и получив неограниченную политическую власть, Хатшепсут так и не смогла избавиться от вопроса о законности своего восхождения на египетский престол.

 

И хотя Хатшепсут доказала законность своей власти и на деле подтвердила свою способность управлять государством, она не смогла перешагнуть барьер вековой традиции, согласно которой править Египтом мог лишь мужчина. Зачастую это объясняется тем, что ее, как правило, изображали в мужской одежде и с церемониальной подвесной бородкой. И делалось это не для того, чтобы скрыть ее настоящий пол: царедворцы прекрасно знали, что Хатшепсут – женщина, а что думал простой народ, не имело никакого значения. Фараоны в Древнем Египте никогда не ставились на одну доску с простыми людьми, они считались реинкарнацией бога-мужчины Гора, сына Ра, то есть приравнивались к богам. И слово «фараон», «царь» в Древнем Египте имело только мужской род. Слово, которое традиционно переводится как «царица», на самом деле означает «великая жена фараона». И в Древнем Египте даже не было выражения, чтобы обозначить правящую особу женского пола. На изображениях фараон должен был выглядеть как фараон. Поэтому Хатшепсут и изображали в одежде фараона, то есть в мужской одежде.

 

Тайна смерти Хатшепсут

Умерла Хатшепсут по всей вероятности естественной, не насильственной смертью, что, в общем-то, было редкостью по тем временам. Гробница с ее саркофагом была расхищена в древности и не содержала никаких останков, когда был открыта в новейшее время. Благодаря этому родилась легенда, что царица-фараон и ее фаворит Сенмут оставили свое царство, когда перевес сил стал не в пользу царицы, чтобы не стать жертвами кровавой расправы. При этом было инсценировано мнимое погребение царицы, чтобы

Тутмос III мог с полным правом занять престол.

 

Как бы то ни было, после смерти Хатшепсут Тутмос III не отнесся рыцарски к ее памяти. Он слишком много вытерпел. Вокруг ее обелисков, в зале ее отца в Карнаке он велел построить каменную стену, закрывшую ее имя, и сведения о том, что она воздвигла их на их базе. Он всюду стер ее имя и на всех стенах ступенчатого храма были уничтожены как ее изображения, так и ее имя.

 

Имя царицы изъяли из хроник, но, несмотря на это оно все же дошло до нашего времени. И эти поврежденные памятники стоят и в наши дни мрачными свидетелями великой мести царя. Но в великолепном храме Хатшепсут ее слава все еще живет.

На одном из ее обелисков начертано:

Вот мечется сердце мое туда и обратно, думая, что же скажут люди, те, что увидят памятники, мной сотворенные, спустя годы и будут говорить о том, что я совершила… Не говори, что это похвальба, Но скажи: «Как похоже это на нее (ее величество Хатшепсут), как достойно отца ее (бога Амона)!.

 

 


Рубрика: Удивительные женщины | Метки: ,
elektronik sigara elektronik sigara e sigara satış sitesi e sigara