Чайная церемония. Утонченная красота

«Надо понять, что тянь-но-ю, в сущности,

это – вскипятить воду, приготовить чай и пить его.»

Сэн-но-Рикю

Чайная церемония (тянь-но-ю), в ее классическом виде, неразрывно связана с известнейшим японским мастером чая Сэн-но-Рикю, жившим в 16 веке. Именно им были разработаны основные каноны проведения чайной церемонии. Причем до тонкостей продуманы все детали этого своеобразного ритуала: архитектурная конструкция чайного дома, устройство предшествующего дому сада, а также набор всех предметов, употреблявшихся во время церемонии — чашки для чая, котелка для кипячения воды, чайницы, ковша и других.

В чайной церемонии принимает участие хозяин и несколько человек гостей (обычно не более пяти). Ритуал чайной церемонии начинается в тот момент, когда гости проходят ворота чайного сада, при этом, они как-бы вступают в мир, отличающийся от их повседневного существования, символически отрекаясь от всего земного и преходящего. Двигаясь очень медленно и соблюдая молчание, гости направляются к дому. Дорожка из тщательно подобранных камней, разных по форме и размеру, едва выступает над зеленым мхом или гравием садового покрытия. Постояв немного у места ожидания, представляющего собой деревянное возвышение с навесом из соломы ( называемое макиай), полюбовавшись садом и открывающимся видом на тясицу, гости следуют дальше, но снова делают остановку у каменной чаши с водой, чтобы совершить омовение рук и ополоснуть рот. И только после этого, они входят в дом.

Традиционный чайный дом (тясицу) представляет собой небольшое помещение, имеющее вид хижины отшельника или миниатюрного деревенского дома, сложенного из традиционных для Японии материалов – дерева, бамбука, соломы. Размеры дома невелики, от полутора до двух циновок, что соответствует концепции буддийского учения о том, что малое и большое пространство не имеет значения для того, кто стремится к просветлению, внутренней свободе и раскованности. Самым важным местом в интерьере комнаты для чаепития является специальная ниша (токонома), прообразом которой являются алтарные ниши буддийских храмов. Располагаясь напротив входа, она сразу же приковывает к себе внимание, и от живописного или каллиграфического рисунка размещенной в ней картины, а также от вида цветов, поставленных в стоящую рядом вазу, во многом зависит последующая беседа во время чайной церемонии.

Хозяин чайного дома появляется не сразу, прежде давая пришедшим с улицы гостям, возможность адаптироваться в полумраке комнаты, изучить свиток в нише, перейти в особое медитативное состояние. Только после этого он появляется и, учтиво поклонившись своим гостям, располагается у специальной жаровни, где уже кипит в котелке вода, Под рукой хозяина имеются все нужные для правильной заварки чая предметы: коробочка с чаем (непременно зеленым), чайная чашка, ложка из дерева и, наконец, бамбуковый веничек для сбивания свежезаваренного чая. На всех предметах лежит столь ценимая японцами, печать времени, и только ковшик для воды и полотенце из льняной ткани сияют новизной.

Закончив приготовление, хозяин с поклоном передает чашку с чаем сперва почетному гостю, а тот, отпив немного, в свою очередь передает ее своему соседу и далее по кругу.. После того, как чашка опустеет, ее вновь берет в руки почетный гость и приглашает всех присутствующих полюбоваться красотой и совершенством предмета. Таким образом завязывается беседа, основная задача которой незаметно перевести участников церемонии из привычного утилитарного мира в мир высокой духовности и утонченной эстетики . На это направлены обусловленные традицией движения участников, напоминающие спектакль, в котором и гости, и хозяин на время превращаются в актеров, каждый со своей определенной ролью. И неброская, лишь подсознательно едва улавливаемая гармония нарочито простых предметов чайной утвари…

Волшебство чайной церемонии позволяет увидеть красоту привычных, ежедневно используемых предметов, осознать глубокий внутренний смысл, стоящий за самыми обыденными действиями человека, такими например, как питье чая.

Истинное предназначение этого ритуала — это, согласно философии Дао, путь к истине, постигаемый через поэтический образ и настроение, через развитие чувств и интуиции.

Иллюстрации:  http://copypast.ru/2009/12/30/chajjnaja_ceremonija_11_foto.html

Шевеленко Мария

г. Харьков

 

Рубрика: Страны, Этикет | Метки: , ,
elektronik sigara elektronik sigara e sigara satış sitesi e sigara